У венского лагера очень интересная судьба – рожденный в Австрии, он успел иммигрировать в Мексику, побывать в дореволюционной Самаре и под видом «Жигулевского» завоевать народную любовь граждан Советского Союза. Московская Пивоваренная Компания возродила венский лагер в линейке «Хамовников». Об особенностях сорта и новом прочтении традиций нам рассказали главный пивовар Михаил Ершов и менеджер проекта «Хамовники» Севак Зейналян.
Стиль «Венский лагер»
Изобретение венского лагера принято связывать с именем пивовара Антона Дреера. В 1841 году, экспериментируя с различными способами изготовления пива, он создал новый вид светлого солода и пиво на его основе. Так как дело происходило в городе Вена, солод был назван «венским», а стиль получил название – венский лагер.
По стечению обстоятельств в начале 20 века венский лагер перестали производить на исторической родине. Но он обрел вторую жизнь в Мексике, куда его в конце XIX века привезли Сантьяго Граф и другие австрийские иммигранты-пивовары.
Для приготовления классического венского лагера используется высококачественный солод в сочетании с континентальным европейским хмелем благородных сортов.
Цвет – янтарный, медный, стойкая пенная шапкабелого цвета
Аромат – умеренный солодовый
Крепость – 4,7–5,5 %
Горечь – 18–30 IBU
Пиво «Хамовники Венское»
Сварено с использованием специальных солодов». Это солода: светлый, венский, Караред и карамельный. При производстве применяется только тонко-ароматный благородный немецкий хмель: Сапфир и Теттнангер, что придает пиву нежный цветочный аромат и очень мягкую горечь.
Линейка «Хамовников» – самая разнообразная, самая богатая по вкусу в портфеле Московской Пивоваренной Компании, без сомнения, здесь каждый может найти то, что ему понравится. Из всего ассортимента самым полюбившимся сегодня является пиво «Венское». Почему? Мы готовы разобраться в причинах его популярности.
«Мы за историю, но от нас не пахнет нафталином»
Севак Зейналян:
– Все что мы делали в первые годы и продолжаем до сих пор – возрождаем те пивоваренные традиции, которые были в дореволюционной России: бутылка, этикетка, ассортимент, позиционирование. Почему у нас появилось «Хамовники Венское»? Это был один из первых сортов, наряду с «Пильзенским» и «Пшеничным», которые в 19 веке варили у нас в Москве на Хамовническом пиво-медоваренном заводе.
Михаил Ершов:
– Мы относимся с уважением к этому пиву, именно поэтому стали возрождать не советский период «Хамовников», а именно дореволюционный, который был забыт. И абсолютно правильно, что мы начали с тех сортов, которые исторически здесь производились. Где-то мы следовали канонам, например, взяли за основу историческую форму и оливковый цвет у бутылки, но при этом добавили крутую современную крышку. Так и при создании пива – мы не задавались целью вернуть «тот самый вкус». Есть стиль «венский лагер», и понятно, как его надо варить. Поэтому мы сделали свой современный рецепт, чтобы влить новую энергию в старую традицию. Нет смысла полностью возрождать то, что было в 19 веке, потому что мы-то живем в 21.
«У нас не было цели адаптировать «Венское» под вкусы российского потребителя»
М. Е.:
– Мое личное мнение как пивовара: не существует так называемого «вкуса российского потребителя» – это фейк, и в России нет пивного рынка как такового, как в тех же Германии, Австрии, Чехии. Рынок есть тогда, когда есть традиция. У нас же пивной рынок появился поздно, подвергался различным вмешательствам и надругательствам, пиво ставилось в условия, в которых оно не может существовать – тот же антиалкогольный закон. То есть наш нетрадиционный пивной рынок открыт для разных стилей и вкусов, для пивных традиций. И важно, в чем отличие Московской Пивоваренной Компании от транснациональных гигантов: мы позволяем себе экспериментировать – в этом наше преимущество.
С.З.:
– Выпуск легкого не горького евролагера – стандартный путь многих пивоваренных компаний, которым приблизительно известна реакция потребителей на такой напиток. Всегда найдется человек, который его купит. Но в то же время, такие варианты получаются «без лица» – похожи один на другой, разница только в маркетинге. Я вас уверяю, если мы разольем все лагеры российского рынка в одинаковые стаканы и устроим дегустацию, мы без всяких этикеток поймем, в каком бокале «Хамовники Венское». Понятно, что будет отличаться по цвету, но я говорю про его вкус и насыщенность. На мой взгляд, : для полноты вкуса, при потреблении евролагера, его нужно чем-то дополнять, например, закусками., а «Венское» самодостаточно, его можно пить и наслаждать его вкусом.
«То самое пиво, каким оно задумывалось в Австрии»
М.Е.:
– Первый венский лагер я сварил в кастрюле сам для себя потому что мне было интересно – что-то в нем, во всей его истории меня зацепило. И его переезд в Мексику, и практически отсутствие в Европе, конечно, удручают. Просто когда-то «венское» проиграло другим стилям и проиграло на своей родине в Австрии, это не плохо и не хорошо – просто история. Конечно, благодаря эмигрантам в Мексике оно получило свою вторую жизнь и новую популярность. Кстати, еще получив и популярность и у нас в стране: «Жигулевское» – изначально венский лагер.
Венский лагер – не экстремальный, его можно пить каждый день и получать удовольствие от него. Если заглянуть в историю, посмотреть на культуру потребления, в Европе не относились к пиву как к деликатесу, это была неотъемлемая часть стола – вот ваш хлеб, вот ваш ужин, вот ваше пиво. Оно не было каким-то вызовом или попыткой заинтриговать вкусовые рецепторы.
«Коммерчески успешный»
С.З.:
– Линейка «Хамовники» относится к высокому ценовому сегменту, и наш продукт часто стоит дороже даже лицензионных марок. Несмотря на это мы продаемся достаточно хорошо, а в портфеле марки «Венское» – априори лидер. Если говорить про сегмент HoReCa: сегодня в почти 600 ресторанах Москвы представлена линейка «Хамовников» в ассортименте, и почти половина продаж приходится на «Венское».
М.Е.:
– Здесь есть заслуга венского лагера как стиля. Это все пошло от солода, от способов его производства. Представьте, у вас есть богатые карамельные тона поджаренного хлеба, плюс мягкая горечь, плюс благородные европейские хмели, на мой взгляд, это коммерческий успех, потому что такой вкус подойдет большинству потребителей, они смогут его понять.
Мы используем cookie и другие похожие технологии для улучшения работы сайта