Как на самом деле работает благотворительность в России? Для кого она – для бедных или богатых? Действительно ли деньги решают всё? Разбираемся в этих и других вопросах вместе с соучредителем фонда «Нужна помощь» Митей Алешковским, руководителем «Добро Mail.ru» Александрой Бабкиной и генеральным директором и основателем Planeta.ru Фёдором Мурачковским. А ещё в конце материала есть мини-гид, куда в Москве сдавать одежду на благотворительность.
ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕСКОЛЬКО НЕДОВЕРЧИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ?
Митя Алешковский: Многие думают о ней что-то своё. В лучшем случае предполагают, что это кошелёк, в который всегда можно залезть, взять деньги и решить какую-то проблему. Такое представление, к сожалению, совсем не соответствует действительности. Благотворительные организации — это в первую очередь компетенции, знания, опыт, а вовсе не кошелёк.
Деньги всего лишь ресурс для того, чтобы компетенции, которые могут решить проблему, заработали. Приведу простейший пример. Если вы приложите тысячу рублей к порезанной коленке, она не заживёт. Вам нужен доктор, который знает, какими конкретно лекарствами промыть рану, какими нитками зашить, какими антисептиками обработать и как это вообще сделать.
Из непонимания и следует проблема недоверия. Правда, я не вижу в этом ничего страшного. Просто нужно сделать так, чтобы люди понимали, что такое благотворительность, по каким правилам и для кого она работает.
ОДНА ИЗ ПРИЧИН НЕДОВЕРИЯ — МОШЕННИЧЕСТВО. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ТО РАСПРОСТРАНЁННЫЕ СХЕМЫ?
Александра Бабкина: Сборы наличных на улице — то, в чём не стоит участвовать. К сожалению, опуская купюру в ящик, вы не только никому не помогаете, но и можете навредить. Например, если деньги пойдут на вредное лечение или опасную для человека реабилитацию. В этом случае вы не просто кормите мошенника, а невольно вредите, и это уже ваша ответственность.
Фёдор Мурачковский: Каждый, наверное, видел душераздирающие сообщения или посты в соцсетях от частных лиц с жуткими фотографиями и призывами помочь. Я не говорю, что все эти объявления пишут мошенники, но это достаточно распространённая схема обмана. Поэтому, переводя деньги физлицу, нужно быть стопроцентно уверенным, что помощь действительно необходима и пойдёт по назначению.
Лучше всегда работать через фонд. Ну, или через платформу, агрегирующую надёжные фонды. Мошенничество на специализированных площадках для онлайн-фандрайзинга: «Нужна помощь, «Добро Mail.ru», «Благо.ру» и многофункциональных краудплощадках, как наша Planeta. ru, — практически исключено. Платформа выступает дополнительным гарантом безопасности.
КАК ВЫБРАТЬ ФОНД, ЧТОБЫ НЕ ПОТРАТИТЬ СВОИ РЕСУРСЫ ВПУСТУЮ?
Митя Алешковский: Что вы делаете, когда покупаете себе телефон или машину? Идёте в «Гугл» или на какой-то профильный сайт, изучаете всю информацию, смотрите обзоры, сравниваете варианты. Поступайте с пожертвованиями и участием в благотворительности точно так же.
Спрашивайте! Это совсем несложно! Поговорите с друзьями, напишите в интересующий фонд, погуглите.
КТО ОБЫЧНО ПРИХОДИТ В ФОНДЫ?
Митя Алешковский: Благотворительность — инструмент для всех и каждого. Нет никакой отдельной группы людей. Это абсолютно обычные люди, бедные и богатые, одинокие и семейные, дети и пенсионеры. Всё зависит от личного осознания, что некую проблему нужно решать. Только тогда ты участвуешь в благотворительности. А возраст и финансовое положение не играют роли.
Более того, если говорить про деньги, то благотворительность скорее для бедных, чем для богатых, потому что их больше. Если каждый скинется по рублю, уже набежит солидная сумма, которая покроет решение части проблем.
СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ СПОСОБСТВУЕТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ, КОГДА КОМПАНИИ ОРГАНИЗОВЫВАЮТ АКЦИИ НА СВОИ ТОВАРЫ И ЧАСТЬ ВЫРУЧЕННЫХ ДЕНЕГ ОТДАЮТ ФОНДАМ?
Фёдор Мурачковский: Мне кажется, это классный элемент повседневной благотворительности, очень удобный для обычного человека. У нас были краудфандинговые проекты, которые запускали известные люди в поддержку фондов.
Например, группа «Порнофильмы» делала на Planeta.ru благотворительный альбом, собранные средства шли в фонд борьбы с лейкемией. В проекте социального предпринимателя Гузель Санжаповой по строительству общественного центра в деревне Малый Турыш можно было оплатить баночку фирменного мёда для подопечных фонда «Старость в радость». На «Щедрый вторник» несколько лет подряд мы сами призывали своих авторов неблаготворительных проектов передавать какие-то вознаграждения от себя в проекты категории «Благотворительность». Это хороший мэтчинг, который удобен и выгоден и фонду, и конкретному автору или компании.
А ЧТО НАСЧЁТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ? ЗАПАДНАЯ ПОП-КУЛЬТУРА ТРАНСЛИРУЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ОБРАЗ: ЗАКРЫТЫЕ ЭЛИТНЫЕ ВЕЧЕРИНКИ. ОЧЕВИДНО, ЧТО ВСЁ СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ, ТЕМ БОЛЕЕ В РОССИИ. ТАК КАК ЖЕ ОНИ ВЫГЛЯДЯТ У НАС?
Фёдор Мурачовский: В России тоже есть элитные аукционы, например у фонда «Обнажённые сердца». Но это действительно не самая тиражируемая история. Прошлым летом вместе с фестивалем «Нашествие» мы делали благотворительную фотовыставку, посвящённую 20-летию мероприятия. Раритетные снимки с автографами музыкантов можно было купить на «Планете» и тем самым перевести деньги на благотворительность.
Думаю, у нас есть разные форматы. Но совершенно точно благотворительность — это не для очень богатых людей, а для всех. На краудплатформе можно перевести в любой проект минимальную сумму, даже не выбирая вознаграждения, и всё равно ощутить свою сопричастность, стать частью команды.
КАКИЕ НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМАТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ СУЩЕСТВУЮТ?
Фёдор Мурачковский: Волонтёрский фан-драйзинг, который, по сути, одна из разновидностей краудфандинга, — это возможность реализовать самые удивительные идеи. Его прелесть как раз в том, что можно не ориентироваться на готовый формат, а придумать что-то своё и от души повеселиться. Например, я слышал о благотворительных пивных вечеринках и о трезвом госте на мероприятии, который за донат в пользу какого-нибудь фонда развозит всех по домам.
Александра Бабкина: Для волонтёрского фандрайзинга есть удобные платформы, например «Добрый день». Можно организовать любое мероприятие от банальных дней рождения до флешмобов типа «Львиный призыв», который устраивал фонд «Детские сердца» в августе для всех львов по знаку зодиака.
Хотите пригласить друзей на онлайн-вечеринку с дегустацией пива, а вход сделать за пожертвования? Пожалуйста! Соревнования по дворовому футболу? Классная идея! Хотите предложить коллегам делиться неожиданны- ми знаниями друг с другом за пожертвования? Супер! Главное — собирать деньги в проверенный фонд и без наличных. На «Добром дне» есть все способы оплаты и нет комиссии по банковским картам.
МНОГИЕ КОМПАНИИ СТАНОВЯТСЯ ПАРТНЁРАМИ И СПОНСОРАМИ БЛАГО- ТВОРИТЕЛЬНЫХ ФОНДОВ. КАКИЕ ПРОЕКТЫ МОГЛА БЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ?
Митя Алешковский: Мне кажется, абсолютно любые. Пиво совсем не такая плохая вещь, какой её многие рисуют. Это удивительный и суперинтересный напиток со своей историей, а вовсе не «пойло, чтобы напиться». Поэтому, с моей точки зрения, пивоваренная компания может поддерживать и детские проекты, и образовательные — любые. Не вижу в этом никаких этических проблем.
Как мы уже сказали, благотворительность — это не про деньги, а про ресурсы. Можно помогать временем: зарегистрироваться как волонтёр на платформе ProCharity или в интересующем фонде. Или своими компетенциями, например вы разбираетесь в настройке платёжных сервисов или процессов внутри организации. Каким-то фондам, вероятно, нужен именно такой специалист, чтобы лучше и эффективнее функционировать. Но самый простой, как нам кажется, способ — сдавать вещи на благотворительность. Это ещё и экологично!
СОБРАЛИ ДЛЯ ВАС НЕБОЛЬШУЮ ИНСТРУКЦИЮ, КУДА МОЖНО СДАВАТЬ НЕНУЖНУЮ ОДЕЖДУ И ОБУВЬ.
В Москве и других больших городах давно работает удобный сервис Greenpeace recy-clemap.ru. Здесь можно найти ближайший пункт сдачи вторсырья. Все вещи точно отправятся на переработку и обретут новую жизнь. Кроме того, сервис занимается сбором пластика, стекла и бумаги.
На той же карте отмечены сотни контейнеров фонда «Второе дыхание», который помогает осознанному потреблению. Можно отдать как просто надоевшие вещи, так и непригодные к носке и даже старый текстиль вроде скатертей и штор. Одежда и обувь в хорошем состоянии попадает в магазины Charity Shop. Это отличные секонды, где можно найти немало интересного, к тому же вся выручка уходит на благотворительность. То, что носить нельзя, уходит в переработку, помогая сэкономить сотни литров воды для производства новых тканей.
Также одежду можно сдавать в некоторые магазины. Есть такие, в которых принимают любые вещи и взамен выдают скидочные купоны на следующую покупку, например Monki. Ещё некоторые бренды принимают в переработку свои собственные изделия. Так, одежду Uniqlo передадут нуждающимся, а постельное белье IKEA станет сырьём для новой коллекции.
Если же вещей накопилось слишком много, можно воспользоваться услугой вывоза из дома, которую предлагают некоторые фонды, например тот же «Второе дыхание», проект «Чумодан» или «Отдать вещи». Последние два, кроме одежды, заберут и ненужные мебель, канцтовары, посуду и игрушки. Все вещи распределяются семьям в трудной жизненной ситуации: многодетным, потерявшим работу, тем, у кого сгорело жильё.
Мы используем cookie и другие похожие технологии для улучшения работы сайта