ПИВНОЙ РУЛЕВОЙ

Представьте: 2230 год, огромный космический корабль летит сквозь звёздное пространство. На его палубе, в особо секретной комнате, сидит команда. Вокруг неё огромные экраны, на которых весь борт виден как на ладони, куча кнопок. Где-то строит маршруты система автоматического облетания астероидов, и бонусом — ручной компьютер, с которым иногда можно даже перекинуться парой шуток. Интересно? А нам и представлять не надо. Ведь нечто похожее как раз происходит в нашем Центре управления пивоварением. Туда сегодня и заглянем с начальником цеха производства пива Антоном Перешивко, начальником смены цеха производства пива Юрием Салыновым и инженером-технологом Кириллом Агафоновым.

Слева направо: Антон Перешивко - начальник цеха производства пива, Юрий Салынов - начальник смены цеха производства пива, Кирилл Агафонов - инженер-технолог

ЧТО ТАКОЕ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПИВОВАРЕНИЕМ?

Антон Перешивко: Если говорить простыми словами, это место, где сидят операторы. Но в жизни ничего простого не бывает, поэтому оно получило название «Центр управления пивоварением», или сокращённо ЦУП. В аббревиатуре есть аналогия с центром управления полётами.

Кирилл Агафонов: Он выглядит как комната, откуда можно управлять всеми цехами, которые есть на заводе. Её вполне можно сравнить с космическим кораблём из фильмов, где есть такой зал со множеством кнопок и экранов. У нас тоже так. Один оператор контролирует четыре монитора одновременно, и на каждом из них параллельно идут какие-то процессы.

Юрий Салынов:

Если говорить простыми словами, это место, где сидят операторы. Но в жизни ничего простого не бывает, поэтому оно получило название «Центр управления пивоварением», или сокращённо ЦУП. В аббревиатуре есть аналогия с центром управления полётами.

Он выглядит как комната, откуда можно управлять всеми цехами, которые есть на заводе. Её вполне можно сравнить с космическим кораблём из фильмов, где есть такой зал со множеством кнопок и экранов. У нас тоже так. Один оператор контролирует четыре монитора одновременно, и на каждом из них параллельно идут какие-то процессы.

Мы видим, как работает каждый датчик, можем открывать и закрывать клапаны, которые находятся в другой части завода. Функциональность на самом деле огромная. ЦУП контролирует все процессы вплоть до момента подачи пива на розлив. Приёмка солода, стадия варки, брожение, дображивание, холодная выдержка, фильтрация — абсолютно всё. Даже за дрожжами следим, в каком состоянии они в данный момент находятся.

Кирилл Агафонов: Это важно, кроме цеха розлива! Он вынесен в отдельное производство, где есть свои машины, которыми управляют его сотрудники. Но мы постоянно созваниваемся. Когда завершили своё дело, сообщаем им и передаём продукцию дальше.

КТО РАБОТАЕТ В ЦУП?

Юрий Салынов:

В Центре управления пивоварением четыре смены, две дневные и две ночные. В каждой один начальник и шесть операторов. А вот инженер-технолог, который, помимо ЦУП, занят и в других процессах, работает по стандартному графику пять через два.

У нас есть разряды, которые влияют на зарплату. Каждый, кто только пришёл работать оператором, получает шестой разряд. После того, как он изучит все блоки, может сдать экзамен и получить седьмой. А тот, кто работает давно и знает больше семиразрядника, соответственно, претендует уже на восьмой. На этом этапе человек уже время от времени заменяет начальника смены, если тот заболел или отсутствует по каким-то другим причинам.

Как только специалист показал какие-то результаты и становится понятно, что он может самостоятельно и успешно работать на одном блоке, он переходит на другой. Со временем человек осваивает всё больше и больше аспектов пивоварения, совершенствуется, и в дальнейшем его ждут другие повышения: до начальника смены, до супервайзера, до начальника цеха. В теории, если повезёт, и до директора завода! Почему нет?

Кирилл Агафонов: Специалисты центра работают с BRAUMAT — программой, которая способна автоматизировать весь процесс пивоварения. Алгоритмы и технологические схемы для неё прописывает инженер-технолог.

Простой пример. Мы хотим перекачать пиво из одной ёмкости в другую. Для этого нужно совершить несколько операций: пролить линию, заполнить её продуктом, начать перекачку и потом вытеснить линию водой. В BRAUMAT всё это заранее зашито в систему, оператору достаточно просто запустить процесс и проследить, чтобы всё правильно работало.

Антон Перешивко: Другой пример. На заводе создали новый сорт пива. Главный пивовар присылает нам рецептуру, после чего инженер-технолог заносит её в BRAUMAT. И дальше операторы видят, по какой программе нужно варить именно это пиво. У них перед глазами инструкция, с которой можно сверяться. Остаётся только проконтролировать, чтобы машина правильно следовала рецепту: набирала солод, выдерживала температурные паузы при затирании, охлаждала до нужных показателей, выдавала именно тот объём варки, который заложен.

Юрий Салынов: С другими структурами завода мы связаны теснее, чем кажется на первый взгляд. Лаборатория готовит для нас анализы. Механики чинят оборудование. Служба эксплуатации следит, чтобы на производство поступал свет, пар и хладагент. Если нашим операторам нужны какие-то дополнительные анализы, они запрашивают их у лаборатории. Если мы видим, что сломался насос или не открывается клапан, обращаемся к механикам, они приходят в цех и ремонтируют оборудование. Ну, или если мы наблюдаем скачки напряжения или, бывает, неправильно работает аммиачное оборудование, сообщаем службе эксплуатации. Они занимаются устранением таких проблем.

Кирилл Агафонов: А ещё операторы вместе с химиками собирают пробы. Иногда это делают они, иногда наши специалисты. Лаборатория контролирует не только готовый продукт, но и этапы производства. То есть в процессе варки одного пива пробы снимаются несколько раз, не только в конце, но и на промежуточных стадиях. И каждый оператор чётко знает, с каким химиком нужно взаимодействовать. В центре управления пивоварением сотрудник занимается своим блоком процессов. В лаборатории так же.

Раньше не было машин и такого уровня автоматизации, но заводы существовали и прекрасно работали. Однако давайте смотреть правде в глаза: это здорово, что сейчас электроника на нашей стороне. Ведь даже десять операторов, хоть и будут «зашиваться», всё равно сделают работу медленнее, чем программа, которой управляет один специалист.

Юрий Салынов: Да, за всей автоматикой должен приглядывать человек. Как минимум кто-то её должен запустить, чтобы алгоритмы начали выполняться. Да и сама программа не подходит творчески к пивоварению, просто действует по рецептам. Так что, если машину никто не включил и не загрузил внутрь неё инструкции, само по себе пиво не случится.

Send to Telegram
Поделиться в ВКонтакте