В июле 2014 года на книжных прилавках Чешской Республики появилась книга Станислава «Упрямый человек» (Stanislav Bernard. Tvrdohlavý muž). После ее выхода по всей Чехии появились билборды с рекламным девизом «Пиво хорошее, владелец дурак» (Pivo dobré, majitel magor). Реклама произвела много шума, как и практически все рекламные кампании пивзавода Bernard.
В Чехии сложно встретить человека, который не знал бы фамилию Бернард. И связано это не только с названием очень известного премиального пивного бренда, но в первую очередь с персоналией – Станиславом Бернардом. Родился он в 1955 году в Опаве, жил здесь продолжительное время, пока не переехал в Злин, где во времена социализма преподавал в институте транспорта. «Бархатная революция» послужила толчком к предпринимательству, пробудила запах свободы: свободы пробовать себя в пивоварении, хлебопечении и многом другом. В тот период Станислав встал на непростой путь – путь пивовара. Но стать известным ему помогли не только заслуги на этом поприще. Станислав является одним из основателей Чешского союза маленьких независимых пивоваров (Česky svazmalych nezavislych pivovaru), и именно он в 1995 году смог добиться введения дифференцированного акцизного налога на пиво, что позволило малым пивоварням получить шанс выжить на этапе старта и поспособствовало дальнейшему появлению мини-пивоварен. Благодаря этой инициативе начиная с 1995 по 1999 гг. потребитель мог выбирать из 80–100 марок пива. Сегодня на рынке Чехии представлено не менее 500 марок пива, предлагаемых тридцатью крупными и средними пивоваренными компаниями и ста тридцатью мини-пивоварнями. Их число постоянно растет, а вместе с ним – и продуктовая линейка. Станислав Бернард был признан в Чехии «Менеджером года», «Человеком века в сфере пивоварения». Кроме того, он – один из создателей национального Фонда по борьбе с коррупцией, который только за три года своей работы помог сэкономить налогоплательщикам более двух миллиардов крон – деньги, которые благодаря разоблачениям не удалось украсть чиновникам. Обо всем это подробнее в интервью Станислава Бернарда.
Станислав, у каждого большого дела есть своя история зарождения. С чего началась новейшая история Bernard? Как вам пришла в голову идея купить пивоваренный завод? Говорят, вы купили его на двоих со своим другом Йозефом Ваврой?
C Йозефом Ваврой я познакомился незадолго до аукциона в Гумполце, на котором был приобретен пивоваренный завод. Тогда я руководил печатным изданием «Регион», которое выпускало новый, независимый, послереволюционный еженедельник в городе Опава. Мне хотелось быть свободным и писать о том, о чем я хочу, что мне кажется важным, а для этого, разумеется, нужны были финансы. В то время у меня родилась идея – получать процент с экспорта пива «Остравец» в Польшу. Тогда я познакомился с Йозефом, он как раз работал молодым инженером по дрожжевой химии в пивоварне «Остравец». Мы ездили вместе в Польшу, искали потенциальный цех для розлива пива «Остравец» в бутылки прямо там, на месте. Когда для нас этот процесс стал более четким и ясным, польская сторона ввела пошлину на импорт чешского пива, тем самым перечеркнув весь смысл нашей задумки. И тогда Йозеф вспомнил, что в Гумполце – небольшом городке, неподалеку от которого он сам родился, – с аукциона продается пивоваренная компания в рамках так называемой малой приватизации. Мы встретились с шурином Йозефа, Рудоу Шмейкалем, обсудили бизнес-план. Я в свою очередь встретился с руководителем филиала Чешского банка в городе Опава, поделился своим видением финансовых затрат и выгод. В результате банк пообещал мне дать кредит на покупку завода. Все было за нас! Потому мы сели в машину и проехали почти 300 км до города Гумполец, чтобы принять участие в аукционе местного заброшенного и разгромленного пивоваренного завода. До того момента я даже никогда там не был, не знал, где именно находится этот город. В итоге пивоварню с остаточной балансовой стоимостью в 10 миллионов чешских крон я купил с молотка за 52 миллиона чешских крон. Мы взяли стопроцентный кредит под десять процентов на шесть лет, и началось настоящее родео – многолетний бой за выживание, настоящая авантюра.
Правда, что первое время всю прибыль вы инвестировали в реконструкцию и ремонт пивоварни? Как долго пришлось работать на бизнес?
Да, все так. Большие суммы каждый год уходили на покрытие кредита. Много лет мы почти не получали прибыли, иногда работали даже в минус. Более того, все первые годы мы инвестировали в пивоварню не только кредитные, но и все имеющиеся на тот момент личные сбережения. Ремонтные работы требовали огромных вложений. Этот бизнес для меня и моего партнера начался 25 лет назад, и только последние 5 лет он стал приносить нам доходы. Но это не значит, что пивоварня сегодня перестала требовать инвестирования: немалая часть прибыли по-прежнему в нее вкладывается.
По дороге из пражского аэропорта можно встретить рекламные баннеры с вашими портретами и ироничными подписями к ним, сделанными лично вами. Как это совмещается со строгим премиальным брендом Bernard?
Что такое серьезный бренд? Бренд представляет персону, в идеальном случае подчеркивает личность своего творца. Мы никогда не стремились быть серьезным брендом. Наоборот, хотели найти и подчеркнуть что-то особенное, донести свои взгляды, свои решения и видения. Реклама нашего продукта это наглядно и очевидно демонстрирует. Наш бренд пробуждает эмоции, мы незаурядны и многие годы через билборды общаемся с клиентами, выражая свою точку зрения, подшучиваем, в том числе и над собой. Так постепенно зарождался, а затем сложился имидж бренда Bernard. Он скорее культовый, чем премиальный.
Вы регулярно осуществляете разного рода смелые эксперименты. Планирует ли Bernard в ближайшее время удивить нас какими-нибудь диковинками?
Недавно мы начали выпускать напиток верхового брожения – Bernard Bohemia Ale, а теперь взялись и за IPA, которое является продолжением этой специальной продуктовой линейки. Разумеется, у нас есть и другие идеи, время которых еще впереди, но обязательно наступит.
Более 20 лет вы проводите фестиваль Bernard Fest, который из сравнительно небольшого вырос в весьма масштабный проект. Расскажите, как все начиналось и развивалось. Станислав: В этом году будет уже 23 года с момента проведения первого фестиваля.
Все началось с почти будничного предложения «а не повеселиться ли всем целых два дня?», на которое откликнулись любители Bernard. Со временем классическим пивным праздникам люди стали предпочитать качественный музыкальный фестиваль с большим количеством хорошей еды и, конечно, пива. Каждый год на фестивале выступают известные чешские и словацкие музыкальные коллективы, иногда интересные зарубежные исполнители. В прошлом году, к примеру, гости фестиваля стали свидетелями сета известного норвежского писателя Йо Несбё со своей музыкальной группой.
Вы очень многое сделали для союза частных мини-пивоварен, и снижение акциза в 2 раза – дело ваших рук. Как вам удалось этого добиться?
Дело в том, что стартовую позицию отдельных пивоваренных заводов невозможно было сравнивать. У некоторых заводов были невероятные преимущества в технологиях, в дистрибуторской сети и в своих собственных брендах. С этими преимуществами они вступали в сферу свободной экономики, создавшуюся после «бархатной революции». Тогда я понял, что без определенной помощи и поддержки большая часть небольших пивоваренных заводов просто исчезнет, и основал в Гумполце чешскую ассоциацию малых независимых пивоварен, в которую вошло около 25 заводов. В 1995 году, после двух лет борьбы за снижение акциза для небольших независимых пивоваренных заводов, нам удалось внести дополнение к закону об акцизе, что для большого количества маленьких пивоварен стало глотком свежего воздуха и до сих пор помогает им выживать. Кроме того, благодаря поправкам в налоговом законодательстве нам удалось возродить пивоваренную отрасль: в то время в Чехии было создано около 350 мини-пивоварен. Таким образом, в 2017 году по количеству пивоварен на единицу населения мы стали первыми в мире. Все это нам удалось сделать благодаря единению и защите интересов всей отрасли. Этот путь был непростым – череда поездок, встреч, объяснений и убеждений чиновников в парламенте, дискуссии в средствах массовой информации… В конце концов парламент, несмотря на сопротивление главного тогдашнего премьер-министра, эту законодательную инициативу принял. Я очень рад, что нам удалось это осуществить и чешская пивоваренная отрасль сегодня находится в эпицентре бурного развития, сохранив конкуренцию с малыми независимыми пивоварнями.
Какое место в вашей жизни занимает бизнес, а какое – общественная деятельность? Что для вас сегодня в приоритете?
Сегодня я отдаю предпочтение своему делу и личному спокойствию. Мне интересна индийская йога, к примеру.
Как вы оцениваете результаты своей деятельности – в пивоваренном деле и делах общественно-политических?
Я не люблю оценивать себя и свои дела. Скорее это вопрос к нашим покупателям. Надеюсь все же, что мы не так плохи.
Нет ли противоречия в том, что вы боретесь с международными корпорациями и одновременно делите пакет акций пивоварни Bernard с Duvel Moortgat, являющейся крупной международной компанией?
Нет, я не вижу в этом никакого противоречия. Когда 15 лет назад мы объединялись, Duvel Moortgat был просто одним из успешных бельгийских пивоваренных заводов, который варил качественное пиво – бельгийский голденэль. С того времени Duvel Moortgat намного расширил свои приобретения, к примеру, в США. Однако их философия пивоварения осталась прежней, они варят очень качественные напитки. Duvel Moortgat умеет делать свое дело, а мы управляем своим пивоваренным заводом так, как управляли им раньше.
Есть ли у вас какие-то пожелания любителям пива Bernard?
Желаю всем крепкого здоровья, счастья и внутренней гармонии. И пусть им всегда нравится наше пиво!
P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала Посольство Чешской Республики.
We use cookies and other similar technologies to improve website work