С Сергеем Муравьёвым, которого вы недавно могли видеть в «Человеке из Подольска» Семёна Серзина, в «Одессе» Валерия Тодоровского или постановке «Петровы в гриппе и вокруг него» Кирилла Серебренникова, мы встречаемся в кафе «Гоголь-центра» на первом этаже. Здесь обычно случается только часть волшебства: внерепетиционные диалоги, знакомства, интервью, мероприятия, участие в которых неоднократно принимала и Московская Пивоваренная Компания. Но основная магия, конечно, происходит на сцене, где прямо сейчас интенсивно идут репетиции спектакля «Страх и отвращение в Москве» режиссёра и актёра Филиппа Авдеева (да, это некое переосмысление культового «Страха и ненависти в Лас-Вегасе»), в котором Муравьёв исполнил одну из ролей. С Сергеем Mosbrew поговорил об эффективности, актёрских навыках вне театра и съёмочной площадки и, конечно, о премьере.
Пандемия плюс эффективность
В пандемию было интересно, хотя и довольно нестабильно, как и у всех. Сначала я впал в небольшую депрессию, потому что каждый день в четырёх стенах, всё одно и то же. Но, как ни странно, появилось много проб, в онлайне конечно. А я вообще не привык к такой системе, люблю, чтобы всё было на бумаге, потому что в этом есть жизнь, какая-то особенная эстетика. Но тогда я воспрял. В неделю было около двух-трёх проб, а это очень много. Я даже снялся в одном проекте в пандемию, и оказалось, что можно жить, даже постоянно находясь в квартире, и не чувствовать, что ты обделён работой.
Сейчас люди стараются быть максимально эффективными, забывая при этом жизнь и себя. Думаю, эффективность — это про постоянное движение, а ритм действительно очень важен. Поэтому, когда движение вдруг по каким-то причинам, не зависящим от тебя, заканчивается, ты не понимаешь, как жить дальше. Вроде бы ешь, пьёшь чай, гуляешь с собакой, общаешься с людьми, но внутри пустота. Поэтому ищешь какие-то новые занятия, которые заново тебя раскроют, что-то рисуешь, записываешь, смотришь кино, постановки, до которых не мог добраться.
Актёрские навыки и мультифункциональность
Однажды, уже на тот момент окончив театральный институт, я пришёл на лекцию социологического факультета МГУ, чтобы подождать подругу. И это было приятное чувство: ты всё прекрасно понимаешь, улавливаешь какие-то вещи, логически их докручиваешь, потому что у тебя уже есть важная база знаний. Я вообще умею адаптироваться к любой ситуации, и тут дело не только в актёрских навыках. Думаю, всё потому, что у меня в детстве ещё пионерские лагеря были. Я и починить что-то могу, и столярным делом заниматься, мне многое легко даётся.
Сегодня важно быть мультифункциональным. На мой взгляд, раньше актёрская профессия была довольно узконаправленной, пока не появился «Гоголь-центр». Помню, впервые я посмотрел «Отморозков», когда его ещё ставили на Винзаводе. А когда мы впервые, уже в этом здании, репетировали «Ёлку у Ивановых», я понял, что это уже совершенно другой формат, — он затрагивает всего тебя, всю систему личности, внутри и снаружи. Сегодня актёр очень выносливый, пластичный, и все сложности ему в удовольствие. Здорово, что я часть всего этого.
Трамплин к себе
Мне кажется, сравнивать себя с кем-то довольно деструктивно. Возможно, по молодости у меня было что-то такое, но я постоянно меняюсь, это перманентный процесс. Человек — индивидуальность, поэтому сравнения тут ни к чему. Думаю, увереннее всего в профессии я начал чувствовать себя, когда мне перевалило за сорок, и тут нужно сказать спасибо «Гоголь-центру», который стал определенным трамплином к себе.
До этого я играл в театре Гоголя, но там было совершенно другое отношение. Здесь же важна личность, а не иерархия, хотя субординация всегда соблюдается, все относятся друг к другу с большим уважением и теплом, помогают. Это настоящая атмосфера семьи и благостности, поэтому я всегда иду на репетиции с удовольствием, знаю, что буду услышан, не останусь без поддержки, получу заряд энергии, и это обязательно будет такой глубокий взаимообмен.
Большие деньги или великие идеи?
Это странный вопрос. Если интересно, я пойду работать без денег, я никогда не отказываю. Ну, бывают исключения, конечно. Когда, например, читаю сценарий и мне не нравится. А мне говорят: ну, вот понимаешь, как это будет круто! А ты же видишь, что круто не будет, но не знаешь, как отказать, потому что режиссёр молодой, амбициозный, ищет себя, новые знакомства. И я отвечаю что-то вроде: знаешь, я уже это играл.
Мне кажется, важно поддерживать любого человека, который находится в поисках, ведь мы все там были, все это чувствовали каждым сантиметром себя. Думаю, главное — горящие глаза и большое желание, тогда ты получаешь удовольствие, которое перекрывает любое сомнение, по крайней мере на какое-то время.
«Страх и отвращение в Москве»
30 апреля и 1–2 мая у нас важная премьера — «Страх и отвращение в Москве». Режиссёр — Филипп Авдеев, который также исполняет одну из ролей, интересные люди, классные партнёры. Я наблюдал за Филом с самого начала его пути, он растёт на глазах и очень увлекает, с ним хочется работать. Это всегда совместное творчество, какой-то разрыв башки.
Егор Прокопьев — потрясающий драматург, присутствует на каждой репетиции, очень переживает. Для него это вообще первая работа как для драматурга, и я уверен, что он вырастет в великого профессионала.
Замечательная художница Сашка Карпейкина. Она всегда с нами, очень чувствует нас и пространство спектакля, очень кропотливо всё создаёт. Такое отношение я редко вижу у художников. Мы, бывает говорим ей: «Саш, ну всё, хватит уже», а она опять приносит что-то новое. Она нас сделала буквально иконами современности в этом спектакле!
Одну из ролей исполняет Володя Епифанцев, абсолютно потрясающий. Я знал его, когда он ещё учился в Щуке и был абсолютно другим. От него заряжаешься добром и очень мощной энергией, он полностью отдаётся на сцене и всегда помогает партнёрам. Вася Михайлов — удивительный, Сашка Горчилин — искромётный. Савва Савельев — доскональный, очень вовлечённый, с ним мы впервые работаем как с артистом. У меня привычка приходить на репетицию раньше, а в этот момент Савва уже на месте. Мы повторяем текст, экспериментируем, слушаем друг друга. Чаще всего в этом спектакле я взаимодействую с ним и Володей.
Тёма Шевченко заново раскрылся для меня в этой работе. Иру Выборнову я знал ещё до «Гоголь-центра», мы с ней работали в театре Гоголя. Она идеальный партнёр. Мы вместе играли, например, в «Петровых в гриппе». Настя Вядро и Юлия Лобода, они такие прямо тоже сказочные, загадочные, грациозные.
Зачем смотреть?
Чтобы понять какие-то новые вещи, раскрыть себя заново, понять, что ты есть, что ты чувствуешь момент, то есть живёшь, а не просто существуешь. Современный театр — абсолютно про всё, нет какого-то одного понятия. В своё время Островский, Чехов, Тургенев, Горький, Булгаков тоже размышляли, о чём же театр их времени, и вопрос оставался открытым. Люди меняются, а литература всё равно пишется про состояние человека, про внутренний мир, про очень личное, что не всегда можно выразить одними словами. Для этого и существуют разные формы искусства, чтобы существовать в симбиозе.
«Страх…», наверное, про меня – я прямо купаюсь в этой роли. Конечно, есть сцены, в которых мучусь, не понимаю, как играть, но это очень помогает расти. Мне попадаются хорошие роли, которые я примеряю на себя, фантазирую. Всегда какая-то часть, которая написана автором, есть внутри тебя.
Кино и амбиции
Сейчас я в ожидании своей киноистории. Намечается любопытный проект, но пока говорить не буду. Мне есть с чем сравнивать. Из последнего — работа с Валерием Петровичем Тодоровским в «Одессе». Это была сказка какая-то! Тёплая атмосфера, потрясающие партнёры: Ира Розанова, Лёня Ярмольник, Женя Брик, Женя Цыганов, Владимир Кошевой, Ксения Раппопорт. Было ощущение, что меня абсолютно безопасно взяли и перенесли из «Гоголь-центра» на съёмочную площадку, потому что было очень приятно и комфортно. Валерий Петрович создаёт очень тёплые условия для людей, поэтому я прямо рвался на съёмки.
Амбициозным быть важно, но, возможно, это кому-то и мешает. Я, например, очень добрый и открытый, но одновременно сильно погружаюсь в себя, ищу какие-то неочевидные вещи. Думаю, когда встречаются поиски и амбиции, это лучший симбиоз.
Мы используем cookie и другие похожие технологии для улучшения работы сайта