Чекины, бейджи и друзья

Согласно девизу мобильного приложения Untappd, его пользователи могут не только найти любимое пиво, но и насладиться им в компании друзей. Чем и как Untappd может помочь любителям пива? По каким законам эта соцсеть работает? Поговорим об этом с Павлом Логвиновым, модератором Untappd в России.

Для чего вообще существует Untappd?

Приложение появилось в октябре 2010 года в США как своего рода инструмент популяризации пива среди его потребителей. Пользователям предлагалось найти в базе приложения (или завести самому) попробованное пиво, зачекинить – то есть отметить, что пиво попробовано – и оценить его по пятибалльной шкале. По прошествии почти семи лет приложение обрело множество поклонников по всему миру и стало интересно также пивоварням и заведениям, появились инструменты взаимодействия с аудиторией. С помощью Untappd, например, производители пива могут увидеть рейтинги своего пива, места его продаж, в режиме онлайн отследить отзывы потребителей и своевременно на них отреагировать. Потребители используют наше приложение в том числе когда им нужно посмотреть отзывы об отдельных сортах или брендах пива или, оказавшись в чужом городе, уточнить локацию, где можно найти любимое пиво. Заведениям Untappd позволяет привлекать клиентов, в том числе за счет размещения онлайн-меню пива, которое стоит у них на кранах.

В приложении есть место субъективности, но низкие оценки, как правило, ставят откровенно испорченному пиву.

Аудитория приложения – это люди, интерес к пиву которых чуть выше среднестатистического?

Думаю, что Untappd в первую очередь для тех, кому пиво интересно, кто хочет узнать о нем что-то новое, расширить свои представления о культуре пивоварения и потребления. В России приложение стало популярно сначала в Москве и Санкт-Петербурге – центрах пивного потребления. Дальнейшее его распространение в регионы связано с популярностью и развитием крафтового направления.

Можно сказать, что в приложение приходят в основном люди из баров?

Из баров, соцсетей, по рекомендациям друзей.

Сколько пользователей у приложения в России?

Точная цифра мне неизвестна, но по наблюдениям до двух десятков тысяч человек.

То есть, это скорее такой клуб?

Не совсем. Конечно, у нас в России есть костяк прогрессивных пользователей, так называемые тысячники (у них от тысячи и больше уникальных, неповторяющихся чекинов пива), их порядка 200 человек. Это люди большей частью знакомые друг с другом, много путешествуют, посещают пивные фестивали, как правило, используют приложение более трех лет. Другая, основная часть пользователей – юзеры, которые чекинят, может быть, не каждый сорт выпитого пива, или пришли в соцсеть недавно, на волне развития крафта в России, Украине и Белоруссии.

Как ты стал модератором Untappd в России? Как выглядит структура его работы?

Компания Untappd была основана в 2010 году двумя парнями из Штатов. Один из них – веб-разработчик, другой – дизайнер. У каждого была своя основная работа, а в свободное время они разработали приложение и в рекордные сроки запустили его. Ресурсов на поддержку актуальности и адекватности базы пива по всему миру не было, потому они стали привлекать энтузиастов – людей, которым всё это было интересно, которые готовы модерировать базу в своих странах. Так появились модераторы, их сегодня порядка 200 по всему миру.

Как вы коммуницируете?

У нас есть чаты, в которых мы общаемся как между собой, так и с разработчиками. Я в любой момент могу задать им вопрос и получить быстрый ответ – никаких дистанций и барьеров. В пул модераторов Untappd я попал в начале 2014 года. Как-то увидел ошибку – один сорт пива был заведен в систему несколько раз, с ошибками в названии. Сообщил об этом модераторам на специальном форуме Untappd (который активен и сейчас), чтобы ошибки исправили. Потом просил исправить еще сорта, добавить электронные этикетки к пиву. Через какое-то время я поинтересовался, может, я могу делать это самостоятельно? Все-таки специфика, русский язык. Мою кандидатуру одобрили, и вот уже пять лет я модератор Untappd в России.

По сути, эта схема работы похожа на Википедию?

Да, нас можно сравнить с точки зрения волонтерства, безвозмездной работы. Мне эта деятельность нравится, она дала мне много знакомств в российской индустрии пива.

Как планируете развиваться в России?

Приложение активно используется в Москве и Санкт-Петербурге – здесь большая пивная тусовка, больше баров, чьи финансовые возможности выше, чем в регионах. Но за последние пару лет к Untappd присоединяются всё больше пользователей по всей России, не в последний момент благодаря появлению региональных пивоварен, производящих крафт. Конечно, соцсеть хочет быть привлекательной и для бизнеса. Для него год назад появился специальный инструмент – Untappd for business. Суть его такова: за определенную годовую плату заведение, продающее пиво, может получить доступ к аудитории посетителей – узнать статистику, тенденции потребления. Предоставляются способы продвижения среди пользователей Untappd (онлайн-меню пива, специальные бейджи). По моим подсчетам на сегодняшний день около 20 пивных мест в Москве и Петербурге подключили себе эту услугу. Игровой интерес к Untappd обеспечивают бейджи – значки-награды за определенные достижения. Например, за 15 выпитых различных портеров или за пиво, зачекиненное на Хеллоуин. Пользователи могут предлагать новые бейджи путем голосования. Так, например, в приложении появились бейджи за выпитое российское пиво и за выпитый российский императорский стаут. Я предложил на голосование бейдж за квас. Конечно, квас – это не пиво, но напиток брожения, который валиден для Untappd.

Игровой интерес к Untappd обеспечивают бейджи – значки-награды за определенные достижения. Например, за 15 выпитых различных портеров или за пиво, зачекиненное на Хеллоуин.

В Белоруссии и на Украине тоже есть свои бейджи и модераторы?

Да, и там и там появились свои модераторы и бейджи. Кстати, я работал с базами этих стран, а также других стран, в том числе стран СНГ. Интересен другой рынок, да и смена «поля деятельности» тоже нужна.

Можно ли назвать приложение популярным?

Недавно в суперпопулярной в США телевизионной викторине Jeopardy! в категории вопросов за 400 долларов был загадан Untappd и участник, кстати, ответил верно. Это значит, что приложение уже не просто тусовка для любителей пива. Миллионы пользователей, признание различных рейтингов тому подтверждение.

Насколько рейтинг в Untappd релевантен и ему можно доверять?

Средневзвешенный рейтинг у пива появляется после 10 полученных оценок от 10 разных пользователей, а рейтинг пивоварни складывается, соответственно, из рейтинга пива. Разумеется, в приложении есть место субъективности – любимые стили, любимые пивоварни, которым накидывают полбалла. Низкие оценки, как правило, ставят откровенно испорченному пиву. Работая с базой, я понял, что хорошим считается пиво с рейтингом от 3,25 баллов. Если пивоварам и нужно рефлексировать по поводу рейтинга, то адекватно: смотри не только оценки, но комментарии, контактируй с потребителем, если пиво получилось откровенно сомнительным – сделай следующую варку, отработай рецептуру.

Тебе польстит, если ты услышишь от владельца бара: «Нет, это пиво я к себе брать не буду – у него в Untappd рейтинг не очень…»?

Это правда, что многие владельцы смотрят на рейтинг/отзывы пива в Untappd прежде, чем его поставить в свой тап-лист. Однако даже в самых прогрессивных крафтовых барах дают шанс новичкам. Работает принцип «лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать». С моей точки зрения, Untappd помогает и влияет на развитие и популярность хорошего качественного пива и культуры потребления, в том числе и в России.

Какие преимущества у Untappd перед конкурентами, тем же RateBeer, например?

Untappd – золотая середина для любителей пива, пользователей пивных приложений. Untappd помогает быстро сориентироваться, если вы держите в руках в магазине (или хотите заказать в баре) незнакомое пиво – узнать его производителя, стиль, характеристики вкуса, места продаж. Приложение позволяет видеть не только отзывы друзей, но и других пользователей. Например, я знаю человека, у которого нет аккаунта в приложении, но он смотрит в Untappd рейтинги отдельных сортов пива, читает отзывы. Наша социальная сеть удобна, интуитивно понятна.

А какое пиво ты любишь?

К сожалению или к счастью, я принадлежу к той части людей, которая старается пробовать разное пиво. Таких в Untappd немало, с течением времени мои предпочтения меняются. Главное условие – пиво должно быть вкусным, а дальше – подходящим под настроение, место, компанию. А вообще я за drink local. Поэтому я не откажусь от солодового doppio malto на площади Турина, или с удовольствием выпью шотландского эля в пабе у подножия Бен-Невиса.

Отправить в Телеграм
Поделиться в Твиттере
Поделиться в Фейсбуке